Архиерейское богослужение в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. Покровский храм Рязани

.

Шестая Неделя по Пасхе посвящена воспоминанию об исцелении Господом слепого. В этот последний воскресный день пасхального периода, пришедшийся в 2024 году на 9 июня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Величественный храм, расположенный на площади Новаторов в Московском районе города, в минувшее воскресенье был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. По окончании богослужения митрополит Марк подчеркнул значимость этого события для жизни митрополии и вручил награды всем тем, кто внес свой вклад в подготовку храма к освящению, и кто принимал участие в организационных заботах. Исключительным случаем стало награждение настоятеля храма иерея Константина Иванова второй Патриаршей наградой. В сам знаменательный день визита Святейшего Владыки в Рязань Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил батюшку права ношения палицы. Указ еще об одной награде зачитал митрополит Марк после Божественной литургии сегодня – иерей Константин во внимание к трудам по строительству Покровского храма был удостоен Святейшим Патриархом Кириллом ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. Батюшка стал одним из немногих клириков епархии, имеющих такую награду этой степени.

Митрополит Марк особо подчеркнул, что храмы строятся и молитвами, и трудами, и выразил сердечную благодарность всем причастным к возведению нового Дома Божия в Рязани. Об этих людях, являющихся создателями храма, как напомнил владыка, в церковных стенах всегда будет возноситься молитва за богослужениями.

Архипастырское наставление в этот день было посвящено исцелению слепорожденного и духовному смыслу этого события:

– Евангелия, в которых рассказывается о земном служении нашего Спасителя, наполнены описаниями самых разных чудес – Господь дает здравие болящим, воскрешает умерших… И среди многих чудес особое значение имеет исцеление слепых людей.

В Евангелиях рассказывается о нескольких эпизодах, когда Господь дарует зрение человеку, утратившему способность видеть. Но событие, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, является исключительным, поскольку Господь дарует зрение человеку, который никогда в жизни не видел белого света, поскольку родился слепым от чрева матери.

Среди пророческих писаний исцеление слепых занимает особое место. Дело в том, что исцеления слепых воспринимались как мессианский знак, то есть как свидетельство о том, что пришло время Мессии, что Он уже на земле.

Тем более исцеление, о котором мы сегодня слышали, свершилось над человеком, который непросто потерял зрение, но родился слепым. И это событие поразило как самого слепого, так и его современников. Не случайно евангелист Иоанн Богослов рассказывает об этом чуде и называет его знамением. Таких знамений в Евангелии от Иоанна содержится семь. Евангелист Иоанн Богослов повествует только о самых главных чудесах, исцелениях. И вот одно из них – то, о котором мы сегодня слышали.

Смысл этого знамения заключается в том, что Христос отверзает очи человека, который в жизни не видел, и в этом есть свой очевидный духовный смысл: Господь открывает человечеству духовные очи. На протяжении многих веков после грехопадения люди находились во мраке прегрешений. Они не знали Бога, поклонялись творению и тварям. И вот Христос не только исправляет какие-то человеческие недуги, но дарует самое главное – прозрение. И бывший слепой, который никогда раньше не видел, обретает и телесное зрение, и вместе с тем – зрение духовное. Господь открывается ему, и бывший слепец принимает Христа как Мессию, как Сына Божия и поклоняется Ему.

Этот образ исцеления человека, дарования духовного здравия является важным и для всех нас. На протяжении всей жизни мы имеем возможность видеть своими очами. Другой вопрос – а видим ли мы в жизни самое главное, и что является критерием наличия у нас духовного зрения? Если мы видим Христа, воспринимаем Его как Бога, значит, у нас есть шанс прозреть духовно, иметь правильный взгляд на все события человеческой истории и вообще жизни мира. Если же мы Христа не знаем, значит, мы слепы, хотя, может, и имеем прекрасное физическое зрение и обременены множеством знаний. Несмотря на все это, если мы не знаем Христа, то остаемся жалкими слепцами.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, в своей жизни прежде всего по-настоящему узреть Христа Спасителя, увидеть Его блистающую славу, в этой славе узреть свое убожество и возжелать того спасения, которое дает нам наш Спаситель, воскресший из мертвых.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"