Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!

.

Слово митрополита Марка в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве после Литургии Преждеосвященных Даров 21 марта:

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В течение Великого поста каждый воскресный день и следующая за ним седмица посвящается Церковью определенному образу. Избранная тема находит свое отражение в текстах богослужений, которые совершаются в воскресный день и во все дни седмицы. Так было и в подготовительные седмицы Великого поста. Такая же логика действует во время богослужений Святой Великой Четыредесятницы.

При этом нередко часть последований посвящается и другим образам. Так, вы все, наверное, были в прошедшее воскресенье на службе и помните, как мы поминали преподобного Иоанна Летвичника, наставника монахов, человека, который написал «Лествицу» — эту важнейшую книгу наставлений духовных для монахов и для мирян, желающих спасения.

Между тем у этой недели (воскресного дня) и седмицы ранее было иное посвящение, связанное с образом человека, впадшего в разбойники (то есть человека, на которого напали разбойники). Обычно мы называем эту притчу, которую рассказал нам Сам Господь, притчей о милосердном самарянине. Поскольку именно самарянин оказал милосердие и помощь человеку, впадшему в разбойники, в отличие от всех других, кто прошел в тот час мимо погибающего. Даже служитель храма — тот, кто по долгу своей службы должен был оказать помощь и сострадание человеку, избитому разбойниками и брошенному умирать, и тот не подошел к страдальцу.

Сегодня, как и в прошедшее воскресенье, Церковь делает особый акцент на этой притче. Церковь говорит нам о том, что впадший в разбойники – это мы сами! Каждый из нас!

Только разбойники — это не конкретные люди, но силы злобы, это наши страсти, которым мы себя сами предаем. Мы сами предаем себя в руки гневу, сребролюбию, объедению и многим другим грехам. И получается, что наша душа оказывается уранена (изранена) этими страстями.

Когда мы друг с другом ссоримся, когда, бывает, на кого-то разгневаемся и накричим, то мы тем самым не только раним другого человека, но и себя самих, потому что подвергаем себя страстям. А страсти наши подобны разбойникам, которые нас избивают и наносят нам раны.

Вот такой образ предлагается нам Церковью в воскресный день и во все дни этой седмицы.

Между тем сегодняшнее богослужение было дополнено многочисленными стихирами, которые заканчивались нашим воплем к Богу: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

Мы сознаем наши грехи. Часто, хотя и не всегда, мы понимаем, что согрешаем. Правда, чаще мы понимаем, что согрешаем, уже после того, как согрешили. Уже после того, как страсть завладела нами. И, тем не менее, понимая все это, мы восклицаем Спасителю: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

Будем же просить Бога, дорогие братья и сестры, о спасении и стараться не предаваться всякому злому разбойнику в виде наших страстей. На борьбу с ними будем полагать все наши силы так, чтобы Великий пост был подобен полю брани с духами злобы поднебесной, а не явился бы очередной автоматической сдачей в плен первому встречному разбойнику.

Ну и конечно, борясь со страстями, мы должны все время обращаться к Милосердному Богу с мольбой о помощи в нашем спасении: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!»

Аминь.