О понимании Священного Писания

.

Слово митрополита Марка в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Человек, только вступающий на путь спасения, часто очень убежден в том, что идти к Богу, двигаться в направлении небесного Царствия легко и просто. Но жизнь показывает, что шествие по пути спасения — это великое и трудное дело, которое связано со многими недоразумениями и ошибками.

О том, что люди очень часто неправильно воспринимают даже Божественное Откровение, свидетельствует сегодняшнее Евангельское чтение. Евангелист Лука повествует о том, что ко Господу, искушая Его, подошел один законник с вопросом о том, как наследовать Небесное Царство. На этот вопрос Господь ответил таким образом: а что написано в законе, как ты считаешь? Законник, хорошо знал и понимал Священное Писание. И вообще, надо сказать, люди в то время знали Писание гораздо лучше нас, многие тексты знали наизусть.

Так вот, законник ответил: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего. Но тут же задал очередной вопрос: а кто мой ближний? Трудно сказать, понимал ли он сам в действительности это или нет... Господь, отвечая на этот вопрос, приводит притчу, которая называется в нашей церковной среде притчей о милосердном самарянине. В ней Господь рассказывает о некоем человеке, который однажды, путешествуя между Иерусалимом и Иерихоном, попал в руки разбойников и был жестоко избит. И вот, когда он лежал в таком неприглядном состоянии, страдая, мучаясь от боли и унижения, то мимо него прошли те люди, которые должны были хотя бы по долгу своей службы остановиться и помочь ему. Мимо прошел священник, прошел левит, то есть помощник священника и служитель храма. И никто из них не обратил внимания на страдания несчастного. Лишь один самарянин, то есть человек другой национальности и веры, сжалился над избитым, израненным человеком. Он поселил его в гостинице, а также оплатил все связанные с этим расходы.

Господь, рассказав эту историю, спрашивает — так кто же ближний впавшему в разбойники? На что законник отвечает - сотворивший ему милость! И Господь говорит Ему — иди и ты твори тоже самое.

Этот пример показывает, что даже люди, знающие Писание, не всегда способны его понимать правильно. Примером такого трагического непонимания Божественного Откровения является Ветхий Израиль, который так и не понял, так и не принял проповедь Спасителя, но остался в своих этнических границах.

Как же нам, дорогие братья и сестры, понимать и познавать Священное Писание? Пример жизни многих христианских конфессий, отколовшихся от Православной Церкви, показывает, что понимание Божественного Откровения познание Божественной мудрости возможно лишь в Церкви. Лишь Церковь, благодаря Духу Святому, живущему в ней, способна правильно понимать и истолковывать Священное Писание. И примером такого разумения посредством Святого Духа явил в своей жизни святитель Иоанн, архиепископ Константинопольский. названный Златоустом.

Большое значение в его проповеди всегда занимало Священное Писание. Святитель Иоанн толковал всех Евангелистов и давал объяснение всех Священных книг. Его беседы на Сященное Писание были настолько живы и непосредственны, так вдохновенны, что, как правило, после его проповеди весь храм рукоплескал ему. Да, в то время существовали такие обычаи, и нередко проповедник, который нравился людям, получал в восторженные аплодисменты благодарных слушателей.

Святитель Иоанн Златоуст явился в истории Церкви замечательным толковником Священного Писания и Божественных заповедей. И мы, воспринимая Священное Писание, должны не только жить в Церкви, но жить ее духом и учиться понимать Божественное Откровение по примеру тех людей, которые были разумными, просвещенными не только светом учения, но и Духом Святым.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, познания Истины, разумения Божественного Откровения! Пусть святитель Иоанн Златоуст, память которого сегодня совершается, будет одним из наших путеводителей на пути проникновения в тайны Божественного Откровения.

26 ноября 2017 года,

Вознесенский храм города Рязани