Шоу вместо правды. Митрополит Марк о нашумевшем фильме
Из-за массовых протестов верующих против показа фильма «Матильда», может возникнуть впечатление, будто Церковь пытается не допустить выхода в свет картины, рассказывающей о жизни «реального» человека. А вместо этого предлагает обществу икону, то есть идеальный образ.
На самом деле это не так. Церковь не боится и не скрывает человеческих слабостей, даже когда речь идет о самых прославленных и великих святых. Церковь знает и все время напоминает нам о том, что каждый из нас грешен, что каждый человек является вместилищем страстей и пороков. И ежечасно призывает нас к покаянию, к отказу от греха.
Вспомним историю преподобной Марии Египетской. Каждый Великий пост в определенный день на богослужении во всех православных храмах читается житие этой великой святой, в котором живописуются не только 47 лет ее подвижнической жизни в пустыне, но вспоминается и ее греховная жизнь до того, как она стала отшельницей.
Итак. Церковь прекрасно знает, что каждый человек грешен. И никого здесь рассказом о человеческих страстях и падениях не удивишь и Америки никому не откроешь. При этом для Церкви, для жизни человека в Церкви самое главное – это стремление к Богу, это наше желание измениться, наши усилия и труды, которые мы прикладываем для того, чтобы измениться и покаяться. Это первое.
Второе. Церковь ратует за правду. За Истину. А также, говоря современным языком, за объективность. Режиссер же нашумевшего фильма, обращаясь к личности Николая II, не говорит нам о том, сколь трагичной оказалась судьба последнего русского государя и его семьи, сколь трагичны были последствия его отречения и гибели для всей России. Как мужественно вели себя в последние месяцы жизни и сам император, и его супруга, и его дети, и верные им до смерти друзья.
Вместо этого центром повествования и главной идеей фильма избирается сомнительная история, которая обильно приукрашивается художественным вымыслом.
Вместо преданного своему Отечеству и народу государя, вместо любящего и верного супруга, вместо чрезвычайно доброго и воспитанного человека, зрителю навязывают нечто случайное и маловажное. Вы только подумайте, что этого человека, русского царя, вместе с женой, детьми и прислугой расстреляли ночью в подвале! После месяцев унижений и страданий. И смерть этих несчастных не была мгновенной. Их добивали и забивали штыками! И если лично Вас это не трогает, если для Вас человек с того момента, как становится исторической личностью, перестает быть живым, чувствующим, страдающим, то стоит подумать о тех, для кого он живой и родной, горячо любимый и глубоко почитаемый человек, гибель которого ранит в самое сердце...
Сегодня, как никогда, нам надо учиться уважать чувства людей!..
Третье. Конечно, каждый человек может иметь свое мнение. И, конечно, каждый может его высказать. И, конечно, споры о личности последнего русского государя и о его роли в истории России не разрешатся в одночасье, а будут продолжаться еще долгое время. Но одно дело – научные конференции и исторические исследования, а другое – художественный фильм. Его увидят миллионы людей, из которых большая часть мало что знает о Николае II. Особенно, если это школьники или студенты. И в сознании такого зрителя художественный вымысел может сформировать превратное представление об образе этого человека.
Четвертое. Церковь в принципе не поощряет вторжений в личную жизнь. И вопрос в данном случае не только в личности государя. Но и в общем подходе к искусству. Искусство должно возвышать человека, просвещать, одухотворять, нести свет миру. К сожалению, современное искусство часто отличается агрессивностью и, как это ни банально, ориентированностью на прибыль. А на чем проще всего заработать? Что может «без труда» шокировать, привлечь, заворожить зрителя? Конечно, страсти. Это ярко и всем понятно! Постельные сцены и сцены насилия – вот, что нещадно эксплуатируют в наши дни современные «творцы», приучив уже к этому и одурманенный масс-медиа народ.
Все те страсти, что Церковь обличает и от чего призывает очиститься, вся эта грязь и весь этот смрад сегодня заполонили наши экраны и печать. И вместо того чтобы возвышать, современное искусство унавоживает души людей своей продукцией, опошляя и своих героев, и тех, кто на все это смотрит.
Пятое. В этом году исполняется 100 лет со времени страшного перелома русской истории и великого надрыва нашего народа. 100 лет назад Россию потрясли два государственных переворота: февральский и октябрьский. И, казалось бы, эти события должны были ознаменоваться глубоким фильмом, в котором автор попытался бы максимально объективно сформулировать причины гибели нашей Империи и рассказать о последствиях, о том, сколько бед и несчастий принес 17-й год нашему народу, от которых Россия не оправилась и по сей день.
Но нет, нет. Нам предлагается дешевое шоу, в котором главный герой – русский святой. Правда, это весьма символично для нашего времени: подменять все дешевым шоу, и чтобы обязательно со страстями.
С другой стороны, в этом шоу между строк подсовывается ответ на вопрос, почему же произошел переворот. Вот, мол, смотрите и видите, какой был царь. Так что ничего удивительного, что Россия не устояла...
Да, грустно, что с 1917 года мало что изменилось. Уроки революции не были усвоены. Целый ряд представителей и нашей интеллигенции, и политиков, и СМИ так же, как и век назад, не жалеют своей Родины. Не берегут своего народа. Кто-то просто зарабатывает на подобного рода провокациях, а кто-то не без умысла раскачивает лодку. Как и 100 лет назад, мы сегодня наступаем на те же грабли. И вместо достойной идеи, которая могла бы сплотить и возвысить наш народ, мы снова добиваемся еще большего его разделения, будоражим людей и тянем их в разные стороны, в разные партии, в разные лагеря.
И, наконец. Последнее. В каждом человеке есть высокое и низкое.
Искусство – это язык общения. На этом языке можно общаться на «низком» уровне: «государь – такой же, как и я». А можно призывать к высокому: к подвигу, к служению, и, может быть, к мученичеству...