Резных дел мастера (+фоторепортаж)
Уже шесть лет при приходе Крестовоздвиженского храма города Рязани трудятся резчики по дереву, чьими золотыми руками были отделаны резные иконостасы и самого Крестовоздвиженского храма, и храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Представляете, уже шесть лет! А я, например, узнала об этом только недавно. Предлагаю исправить эту ошибку и рассказать всем, кто еще не знает, об этих мастерах. Мне удалось побывать в их мастерской и побеседовать с Владимиром Дувановым и Александром Есениным.
Честно говоря, когда я представляла себе мастеров до встречи, я почему-то ожидала увидеть грозных и недоступных мужей с окладистыми бородами. Но меня ждали очень добродушные и веселые, простые и искренние в общении Владимир и Александр. Их разделяет 25-летняя разница в возрасте (65 и 40 лет соответственно), но это никак не сказывается на том, что их связывает – любви к своему делу, профессионализме и душевности, с которой они все это делают. Да, и еще, они оба пришли к этому не сразу. Александр – токарь-станочник по образованию, заинтересовался резьбой по дереву уже в 27 лет. Тогда же он нашел известного преподавателя Зимина, у которого обучался старинному ремеслу после работы. В какой-то момент он познакомился с Владимиром, который также разделил его увлечение резьбой. Оба досконально изучили учебник А.Ф.Афанасьева «Резьба по дереву» и стали применять теорию на практике. Владимир с тех пор, как ушел на пенсию, полностью посвятил себя резьбе по дереву.
Как оказались у нас, на приходе Крестовоздвиженского храма? Просто. В 2010 году они предложили свои услуги настоятелю, отцу Александру, который предоставил им помещение и благословил на работу для храма. «Труд этот интересный, но кропотливый,- говорит Владимир. – Мастеров ручной работы сейчас мало. Многие переходят на ЧПУ – автоматические станки. Мы работаем с липой, мягкой и податливой древесиной».
– А с чего все начинается? – поинтересовалась я у Александра.
– С того, что отец Александр приносит обмерочный чертеж с габаритами. Мы со столярами делаем эскиз, подгоняем под размеры. Ну, а после одобрения начинаем придумывать, как сделать эту красоту уже из дерева и объемной. Тут-то и нужны знания и умения художника, скульптора и резчика»,- делится Александр.
– А было такое, чтобы ваш эскиз не утвердили или забраковали? – допытываюсь я.
- Пока нет. Тут главное, чтобы все было выдержано в православном стиле. Разрешается использовать в украшении лист и ветви винограда, лилии и особый способ резки – акантовый лист.
– А какими инструментами вы пользуетесь?
– Инструменты резчика по дереву разнообразны по форме и назначению. Резаки выполняют основную и самую тонкую работу. Ножи-косяки нужны для прорезки длинных прямых линий и для обработки боковых стенок пазов. Также используются различные стамески для зачистки и выравнивания поверхностей, штихеля, ложечные ножи, гейсмусы и другие инструменты. Почти все стамески мы изготавливаем сами.
– Скажите, трудно приступать к масштабному проекту, такому, как отделка храма?
– Мы, честно говоря, уже привыкли к тому, что именно в самом начале работы что-нибудь, да происходит. То Владимир заболеет надолго, то руки себе покалечим – лукавый не спит, нам Божье дело начать не дает.
На вопрос о том, занимаются ли они чем-то еще, кроме иконостасов и киотов, Владимир рассказал мне о скульптурах, и даже показал заготовки из пластилина. «Это работа штучная, поэтому интересная»,- делятся мастера. С пластилиновой модели делается копия в дереве при помощи метода контактной иглы», - рассказывает Владимир. Одна из таких скульптур стала подарком несколько лет назад тогда еще митрополиту Рязанскому Павлу, ныне Патриаршему экзарху всея Беларуси.
– А какие чувства вы испытываете при виде своей работы, когда находитесь в храме? – спрашиваю я у Владимира, ожидая слов, может быть, об удовлеторенности результатами труда или о чем-то подобном.
– Смотришь и видишь свои неточности. Вот и все. Я всегда сравниваю свои работы с работами профессионалов. Важно правильно оценить свою работу, увидеть и уметь исправить ошибки, – услышала я в ответ.
– Можете сказать, что работа при нашем храме – это промысел Божий, и вы здесь не просто так, ведь, как мы знаем, на искусстве состояния не заработаешь?
– Конечно, я соглашусь с вами, -– говорит Александр и доверительно рассказывает, что на какое-то время оставлял этот труд, занимался мебелью и даже работал дальнобойщиком, но вновь вернулся в мастерскую при храме.
– Вы делаете заказы только для нашего храма?
– Наш храм всегда в приоритете, конечно. Но мы находим время и для других желающих. Обращайтесь. Будем только рады, если люди не перестанут ценить красоту в дереве, ведь в наши дни такие работы не ценятся, как раньше.
– Я знаю, что у резчиков есть свои афоризмы. Какие ваши любимые, Александр?
– Резьба резьбе рознь. Хороший заказчик всегда проходит мимо или приходит не вовремя. Даже у самого плохого резчика бывают минуты просветления. Чем больше режешь, тем больше стружек.
– А у вас, Владимир?
– А мне нравится вот эта: когда без души и не профессионально – это халтура, когда с душой, но не профессионально – это хобби, когда профессионально, но без души – это ремесло, а когда и с душой и профессионально - это уже искусство!
Вот такие они, наши резчики, Владимир и Александр. Основное обучение резчик по дереву проходит на практике, и, чтобы стать профессионалом своего дела, нужно постоянно оттачивать свое мастерство. Этим они и занимаются изо дня в день. Работа для Владимира и Александра является не просто профессией, а состоянием души и даже смыслом жизни.
Знакомство с Владимиром и Александром обогатило и меня, и, я надеюсь, вас, новыми знаниями о ремесле резчика. Было очень увлекательно наблюдать за их работой и все хотелось попробовать самой. Особенно мне понравился процесс покрытия деталей сусальным золотом –где еще такое увидишь?
Сейчас мастера еще ютятся в холодном вагончике, но не так давно появилась возможность перевести мастерскую в новое помещение, куда отец настоятель благословил переехать тружеников.
Желаем всем помощи Божией в деле создания прекрасного во славу Божию!
Светлана Заверуха
(По материалам газеты Крестовоздвиженского храма города Рязани «Всем миром»)