Троянский конь праздников как часть информационной войны
«Праздник – это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации, в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями», – так, на мой взгляд, очень точно дал определение этому понятию известный религиовед Мирча Элиаде.
Праздники, по существу, являются воплощением народной культуры, квинт-эссенцией характерных черт национального менталитета. Народ, забывший свои традиционные праздники, постепенно утрачивает и свою культуру, а потом и вовсе теряет себя в океане иных языков. Поэтому неудивительно, что «экспорт праздников» – довольно распространенный метод современных информационных войн, вспомним хотя бы Хэллоуин и «День святого Валентина». Широко используют этот метод и различные сектантские движения, к примеру, продвигаемый кришнаитами «Праздник красок холи». Не стали исключением в выдумывании новых праздников и современные неоязычники.
Неоязычество начало активно развиваться в нашей стране с конца 80-х годов прошлого века, когда распад советского государства открыл двери также и сонму разнообразных иностранных сект.
Время шло, заморские секты, хотя и собрали немалую жатву одурманенных душ на просторах нашего Отечества, в настоящее время в массе своей притихли. Однако неоязычество, прямо заявляющее о своей исконности, использующее соответствующую атрибутику и риторику, напротив, стало все чаще и чаще напоминать о себе.
В настоящее время среди новых религиозных движений неоязычество является одним из наиболее активно развивающихся и по сути самым враждебным христианству.
Вышень, Крышень и Баба-Яга
Современное неоязычество очень примитивно. В нем нет никаких вразумительных учений ни о предназначении человека, ни о его посмертии, ни о происхождении Вселенной – по сути неоязычество вообще сторонится классических для любой религии глобальных вопросов.
На неоязыческих сайтах царит широчайший разброс мнений относительно славянского пантеона. Кого в него включать? Только широко известных Перуна, Велеса или Сварога? Или, быть может, Бабу-Ягу и Деда Мороза? Или совсем уж оригинальных Вышеня и Крышеня? По этим вопросам царит полный хаос предположений и мнений. При этом кто-то считает богов личностями, другие считают их проявлениями единого бога или аватарой обезличенной природы или просто обожествленными предками.
Некоторые из неоязычников являются сторонниками реинкарнации, другие, напротив, отрицают ее. Словом, в данном случае абсолютно уместно сказать, что неоязычеств столько же, сколько и неоязычников.
Однако неоязыческие адепты выработали набор простейших лозунгов и мифов, вроде «мой бог меня рабом не называл», «слава роду, смерть уроду», «слава богам и предкам нашим», «кровавое крещение Руси» и т.п.
У части нашего общества в силу изменившегося сознания, которое сформировали современные масс-медиа, информация, основанная на текстах, апеллирующая к логике и рацио, практически не воспринимается; напротив, та информация, которая приходит в образах, впечатлениях и взывает к эмоциям, усваивается достаточно просто. Клиповое мышление стало повсеместно распространенным. Поэтому нет ничего удивительного, что подобные неоязыческие мифы и лозунги, имеющие яркую эмоциональную окраску, легко воспринимаются некоторыми людьми и становятся основой их мировоззрения.
Бизнес и беснования на «Купалу»
Последнее время неоязычниками все более и более пропагандируется празднество «Купала», которое широко рекламируется в молодежной среде. Современные многобожники заманивают туда людей обещаниями об эротических игрищах на природе, «куче» позитива и здоровья, море «славянского» пива и медовухи. Бурная фантазия неоязычников поистине безгранична, однако при этом не лишена прагматизма и основывается на строгом маркетинговом расчете.
Сегодня неоязычество – это устоявшийся бизнес в виде книгоиздательства, торговли всякого рода атрибутикой и «славянской» одеждой. Лавки с такого рода продукцией – неизменная составляющая всех празднеств и фестивалей, поэтому неудивительно видеть такой мощный рекламный ажиотаж.
Однако давайте все же разберемся, что предлагают праздновать многобожники и каким образом это действо обычно проводится. Известный миссионер священник Георгий Максимов пишет: «Неоязычники продвигают «ночь на Ивана Купалу» как языческий праздник, во время которого надо прыгать через костер, – будто бы от этого здоровья прибавится. На самом деле Иван Купала – это просторечный перевод имени Иоанна Крестителя, поскольку по-гречески «крестить» дословно означает «погружать в воду». И не только имя совпадает, но и сам день памяти с церковным праздником в честь святого Иоанна. Неоязычники заявляют, что будто бы это христиане приурочили день своего святого к славянскому языческому празднику «Купалы». В таком случае непонятно, почему в тот же самый день с древности отмечали этот праздник и греки, и грузины, и румыны, которые никакого отношения к славянам не имеют.
На самом деле наши дохристианские предки никакого «дня Купалы» не знали, а эти игрища представляют собой суеверия, возникшие в народе уже на почве христианского праздника (как и гадания под Рождество, например). Неоязычникам удалось широко распропагандировать эту нелепость с прыжками через костер – хотя нет никаких свидетельств вообще, что древние славяне занимались такой ерундой».
Несмотря на заверения в том, что ритуал прибавит здоровья, на деле происходит обратное. Каждая новая «Купала» прибавляет новостей, подобных этим:
«18-летний парень и 17-летняя девушка получили серьезные ожоги во время празднования Ивана Купала в Белгород-Днестровском районе. У них ожоги поверхности тела 40% и 10% соответственно. Пострадавшие получили ожоги во время прыжков через костер».
Священное Писание говорит о том, что все боги язычников бесы (Псалом 95, 5), поэтому участие в неоязыческих играх и реконструкциях, даже не всерьез, может обернуться тяжелыми нервно-психическими заболеваниями и личностными расстройствами. Беснования на языческих праздниках подтверждают и сами участники такого рода мероприятий. В интернете можно без труда найти соответствующие отзывы непосредственных участников купальских празднеств:
Дина Лебедь: «Беспредел начался в пятницу ночью. Команда окрутников (неоязычники, изображающие нечисть на праздниках – авт.) ввалилась к нам в лагерь и разметала на людей горящий костер. Меня чуть не огрели по голове горящим дрыном, еле успела увернуться. Пошли куролесить дальше, подхватили какую-то девушку, завалили на землю и начали изображать изнасилование.
Второй раз они прошлись по ярмарке, раскидывая товар и ломая прилавки, но тут уж народ встретил их колами, травматом, газовыми баллончиками и мордобоем. Когда с девицы из окрутников сорвали маску, оказалось, что она под какими-то препаратами. В той или иной мере были разгромлены все лавки».
Другие участники обсуждения уверяют, что такого рода поведение как раз очень естественно и показывает высокую степень одержимости духами, с которыми опытные неоязычники вошли в контакт.
Именно так проходит подавляющее большинство неоязыческих празднеств.
Болван, чурбан и «paganos»
Как я уже писал выше, неоязычники – это не единая секта в привычном понимании, поскольку какой-либо единой идеологии или признаваемых всеми язычниками общих лидеров у них нет. Это скорее субкультура, объединенная ненавистью к православному христианству, которая просто зашкаливает: расстрел прихожан в церкви г. Южно-Сахалинска, взрыв в церкви г. Владимира, осквернение поклонного креста в Новоольговом городке близ Старой Рязани – и это лишь небольшой список преступлений, которые успели совершить последователи современного язычества.
Об изначальном славянском многобожии историкам известно немного, поскольку до прихода христианства на славянские земли письменность у славян отсутствовала. Известно, что в разных славянских племенах почитали своих «племенных» богов. Какой-либо общей для всех славян религиозной системы сформировано не было. Кроме того, в пантеон нередко включали богов соседних народов – таким, к примеру, является прибалто-скандинавский Перун. Также есть сведения о человеческих жертвоприношениях, совершавшихся волхвами и старейшинами в честь славянских богов.
С Крещением Руси такого рода практика была полностью искоренена.
Тех, кто придерживался многобожия, после принятия христианства стали называть латинским словом «paganus», которое стало ассоциироваться со всем нечистым, мерзким и вредоносным. От него произошли такие слова, как «поганый», «поганка», «поганец» и «погань». Вообще, большинство слов, связанных с дохристианскими славянскими верованиями, имеют в русском языке крайне отрицательное значение, а порой и просто являются ругательствами. Таким, например, является слово «болван», изначально обозначавшее культовую языческую статую, изготовленную из дерева или камня. Его синонимы – истукан, идолище, чурбан или чурка. Остатки язычества довольно быстро ушли в область бытовых суеверий, став уделом людей мнительных и недалеких. Святой Николай Сербский говорил: «По крови мы – арийцы, по фамилии – славяне, по имени – сербы, а по сердцу и духу христиане». Тем самым подчеркивая, что христианство никогда не уничтожало национальной культуры народа, а, напротив, одухотворяло и обогащало народную традицию.
Праздников расплодилось ныне очень много. Прежде чем принимать решение, участвовать ли в них вам или вашим детям, нужно постараться рассмотреть их реальную задачу за яркими наклейками, клиповыми лозунгами и многообещающими призывами.
Максим Кузнецов, газета «Благовест»