Вознесение Спасителя — источник Божественной силы и великая честь для человечества
Слово митрополита Марка в день праздника Вознесения Господня.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня Святая Церковь отмечает великий радостный праздник Вознесения Господня. Это праздник, следующий непосредственно за Пасхой и глубоко с ней связанный по смыслу.
Подтверждением этого является и то, что сегодня за литургией мы с вами, дорогие братья и сестры, слушали Евангелие от Луки — одно из воскресных евангелий. Почему именно его Церковь установила сегодня читать? Почему не от Матфея, где говорится о Воскресении Спасителя и о том, что Он прибудет вместе с учениками, или не другие евангелия?
Здесь есть определенный смысл. В сегодняшнем евангелии от Луки рассказывается о том, как Христос уверял Своих учеников в том, что Он действительно не является духом, что Он несет плоть. Что Он — полноценный Человек! Как вы помните, в сегодняшнем евангелии Он спросил у учеников: у вас здесь есть что съестное? Апостолы дали Христу рыбу и мед. Почему же именно рыбу и мед? Рыба — понятно. Это обычная часть рациона рыбака. А почему же мед?..
А почему же мед?.. Дело в том, что мед, согласно понятиям Востока, это вещество, которое отпугивает злых и всяких других духов. То есть Христос, вкушая мед, показывал Своим ученикам, что Он — не дух, но полноценный человек из души и тела.
Это уверение в том, что Христос человек с плотью, после воскресения Спасителя было важным моментом для учеников. Это было нужно, чтобы показать им, что Он действительно воскрес, что это — не призрак, не дух Спасителя, что это Он, целиком и полностью, вместе с распятой, страдавшей, умершей, но преображенной плотью!
Это важно и для нынешнего праздника, потому что Церковь утверждает удивительную и парадоксальную вещь: Господь возвращается туда, откуда Он пришел на землю, но возвращается уже со Своей воскресшей, преображенной плотью. И в этом заключается один из величайших смыслов праздника Вознесения Господня. Господь возвращается к Своему Отцу и возносит туда нашу человеческую плоть, тем самым даруя человеку величайшую честь, поскольку теперь Христос, неразлучный со Своим человеческим телом, находится одесную Бога-Отца.
И все же для многих, и в том числе для апостолов, момент Вознесения — это момент расставания со Христом. Ведь, казалось бы, все уже прошло! Годы проповеди, затем страшные испытания, крест, распятие, убиение на кресте, скорбь, отчаяние… Но вот Христос воскрес, Он является Своим ученикам и, казалось бы, что еще нужно? Радость, которой не должно быть конца! Но на этой земле все временно и преходяще. И поэтому Христос восходит к Своему Отцу, но восходит для того, чтобы послать Своим ученикам Утешителя.
Ученики чувствовали, что они не останутся одинокими и сирыми. Здесь можно привести один пример. Представьте себе бойцов, которые сражаются и отбиваются от противостоящих сил врага. И вот один из них отправляется с поля боя для того, чтобы привести им подкрепление — мощную крепкую силу, которая непременно должна помочь им одолеть врага! Вот подобно этому Господь отправляется на небо, чтобы оказать человечеству величайшую честь, вознеся его к Отцу и Святому Духу. А с другой стороны, Он отправляется, чтобы послать человечеству Святого Духа, сообщить людям ту Божественную силу, которая будет помогать всем им на протяжении всего времени до скончания мира. И поэтому ученики обрадовались.
Радуемся и мы сегодня, потому что Господь оказал человечеству величайшую честь. И потому, что мы тоже вслед за учениками Спасителя верим и надеемся, получаем и получим Божественную благодать, которой движемся и существуем.
Вознесенский храм города Рязани,
25 мая 2017 года