Чудо рядом с нами: история Казанского монастыря в Касимове
В конце ноября в Касимове состоялась конференция по церковному краеведению «История нашего храма». Инициатором проведения стал Духовно-просветительский центр Касимова, который организовал этот необычный форум в рамках своего проекта «Не предадим забвенью» Международного грантового конкурса «Православная инициатива».
В конференции приняли участие представители городских и районных школ, а также Касимовского техникума водного транспорта. Выступления сопровождались презентацией современных фотографий и фото из архивов. По итогам встречи жюри единогласно выбрало лучшие работы.
Предлагаем вашему вниманию несколько работ, представленных на конференции. В нашей первой публикации - материалы, подготовленные учениками православной общеобразовательной школы Касимова Александром Смирновым и Марией Шемонаевой.
У каждого города, села в России есть особый небесный покровитель. Покровительница древнего мещерского города Касимова – икона Божией Матери, именуемая «Казанская». В честь Нее здесь был назван известнейший в свое время монастырь города. Мы, учащиеся православной школы
города Касимова, решили напомнить жителям города интересную историю о непростой судьбе женского Касимовского Казанского монастыря. К сожалению, многие жители нашего города даже не знают о его существовании, как в прошлом, так и в настоящем.
Что самое главное в Касимове? В чем его душа? Как говорил о. Павел Флоренский, одна местность не отличается от другой: такой же город, такие же жители… А отличаются они святынями. И душой Касимова несколько веков был Казанский женский монастырь.
Старица Иустиния. Основание монастыря
Касимовский Казанский женский монастырь был основан в 1627 году старицей Устиньей. Известно, что она семь лет была больна ногами. Когда
уже не осталось никакой надежды на излечение, она удостоилась увидеть во сне Божию Матерь, которая приказала больной идти в город Казань за образом, списанным с чудотворного Казанского образа Богоматери. Икону старица должна была найти в лавке у одного купца, торгующего мукой.
Устинья с большим трудом собралась в путь и действительно обрела этот образ у того самого купца, который к ее приходу уже знал о цели визита, так как сам во сне получил откровение. Устинья с благоговением приняла образ и сразу почувствовала исцеление.
Старица радостно поспешила на родину. Дорогой она посетила монастырь преподобного Макария Желтоводского, и получила в благословение образ преподобного Макария. Возвратившись в Касимов, Устинья обе принесенные иконы поставила в церковь великомученицы Параскевы-Пятницы, а сама с детьми стала строить деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Землю под храм ей подарил касимовский царевич Сеид-Бурган.
Около возведенного храма Казанской Божией Матери старица Устинья и основала женский монастырь. А касимовский царевич, столь сочувственно отнесшийся к делу старицы, около 1653 сам принял христианство и был назван в святом крещении Василием. После принятия христианства царевич Василий Арсланович стал уделять монастырю еще больше внимания, оказывая всяческую помощь и покровительство.
Из сыновей касимовского царевича Василия Арслановича особенно покровительствовал Казанскому монастырю касимовский царевич Иаков Васильевич, который умер молодым, 7 января 1677 года, и погребен был в Казанском монастыре.
Существует предание, что царевич Иаков вел жизнь благочестивую и однажды, когда был при смерти, получил, чудесное исцеление от чудотворной иконы Казанской Божией Матери (моление старицы Устиньи). В благодарность за свое исцеление он подарил в монастырь две богатые священнические ризы.
Память о царевиче Иакове Васильевиче в Казанском монастыре всегда свято хранилась. Простой народ брал песочек с пола часовни над могилой царевича, и исцелялся таким образом от разных болезней. В годы революции гробница царевича под небольшой каменной часовней была разорена и сровнена с землей.
Монастырь с годами расширялся и включил в себя Пятницкую церковь. На месте деревянной Казанской церкви в начале 18 века была воздвигнута каменная церковь того же наименования. В 1864 году она была заменена на более обширную.
Вот таким святым было это место для верующих: тихая монашеская молитва, огромное количество паломников к чудотворной иконе Божией Матери и часовня блаженного Иакова.
Закрытие и возрождение обители
После революции в Казанском монастыре наступили скорбные времена. Монастырь был разграблен, главный монастырский храм в 1930 году был передан под хлебопекарню, а потом на его месте возвели пятиэтажку. От остальных монастырских строений к XXI веку осталось несколько сестринских корпусов, остатки монастырской каменной ограды и две угловые башни.
В 2012 году епископ Касимовский и Сасовский Дионисий благословил начало возрождения Касимовского Казанского монастыря. В одном интервью он сказал, что уверен: судьба города Касимова, его современности и будущего, напрямую связана с вопросом возрождения Казанской обители. «Эта святыня завещана нам нашими предками. Если сознавать себя людьми русскими, патриотами своего Отечества, то мы должны поруганную святыню хотя бы в каком виде, но вернуть городу. У нас нет другого выбора», - сказал тогда епископ Дионисий.
Казанский женский монастырь начали возрождать с 2015 года. Монастырю переданы один сестринский корпус, часть стены и башня. Настоятельницей Казанского женского монастыря является матушка Феодосия, которая вместе с двумя сестрами приехали сюда из Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Их стараниями сразу же началось посильное восстанавление зданий, расчистка территории, с которой за сравнительно небольшой срок было вывезено 278 машин с мусором.
2 августа 2016 года, в день памяти пророка Илии, Преосвященный епископ Дионисий совершил чин освящения купола и креста для келейного корпуса Касимовского Казанского женского монастыря. В ходе установки купола на келейный корпус возникли непредвиденные трудности, которые с Божией помощью удалось решить.
Дважды в год, (21 июля и 4 ноября), на празднование Казанской иконы Божией Матери совершается Крестный ход с иконой «Казанская – моление старицы Иустинии» к возрождающемуся Казанскому монастырю.
Существует устное предание о том, что обитель будет возрождена. Если по воле Царицы небесной святыня, с которой началось основание монастыря, уцелела, то это – особый Божий промысел на то, что с нее и начнется возрождение обители.