Личность святителя Феофана в свете его трудов на Православном Востоке
Приветственное слово митрополита Рязанского и Михайловского Марка участникам Юбилейных Х Феофановских чтений, проходивших 28 ноября 2016 года в Успенском Вышенском монастыре.
Приветствую всех собравшихся в Вышенском Успенском монастыре на Божественную литургию и на Юбилейные чтения, посвященные личности и наследию святителя Феофана, Затворника Вышенского!
Изучая жизнь этого удивительного подвижника и богослова, его труды, невольно задаешься вопросом: а что повлияло на формирование такой личности?..
Каждый человек живет в определенной культурной и духовной среде, в рамках своей традиции. Это относится ко всем сторонам человеческой жизни, в том числе и к религии, и к духовной жизни. Сравнивая нашу русскую духовную традицию, её исконно Православные основы, с устоями церковной жизни других стран и существующими там традициями, мы всегда говорим об их сильных и слабых сторонах. И иногда даже знакомство с богослужебными особенностями других Православных Церквей вызывает вопросы и недоумения.
В этой связи вспоминаю случай: как-то приехал один иеромонах из России на Святую Землю, и там ему довелось принимать участие в богослужении на Гробе Господнем. Когда он увидел, что совершаемая служба в чём-то отличается от нашей привычной традиции, он, пребывая в большом удивлении, в простоте душевной воскликнул: «А Бог их литургию-то принимает?!»
Касаясь темы личности Феофана Затворника, затрагивая вопрос формирования личности святителя, мы в первую очередь должны помнить о том, что он, с молоком матери впитав веру и православные традиции своего народа, был плотью от плоти нашей Русской Православной Церкви. Но, вместе с тем, он воспринял в себя и мудрость Православного Востока. В возрасте 32 лет будущий святитель, к тому времени уже окончивший Киевскую духовную академию и плодотворно проработавший в течение шести лет на должностях ректора, инспектора и преподавателя духовных учебных заведений, был назначен членом только создаваемой тогда Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Там он трудился семь лет. Позже некоторое время он совершал пастырское служение в должности настоятеля Посольской церкви в Константинополе.
За годы пребывания на Православном Востоке святитель Феофан овладел греческим языком, достаточно хорошо – еврейским и арабским языками, что позволило ему изучать многие письменные памятники прошлых веков в оригинале. Он много трудился в библиотеках, читая и отыскивая древние рукописи, знакомился с богослужебными традициями, существующими в других Поместных Православных Церквях, изучал иконопись, живопись и многое другое.
Если бы не было этого опыта, не было бы этих лет служения в Иерусалиме, то вряд ли бы личность Вышенского Затворника сформировалась именно такой, какой мы её знаем. И особенные черты его личности во многом сложились именно благодаря тому, что он, зная и любя свою родную традицию, при этом усвоил мудрость православного Востока.
Поэтому, читая жизнеописание святителя Феофана, изумляясь глубине его веры и познаний, нужно помнить о том, что в сердце смиренного и мудрого Вышенского Затворника любовь к родной традиции была обогащена знанием и пониманием традиций других Церквей, мудростью Православного Востока.
Святитель Феофан должен быть для нас примером не только в своей вере, в своем смирении, любви к Богу и ближним, но и в стремлении к познанию, в умении понимать и видеть истинное и ценное в традициях других православных народов. Нам, дорогие братья и сестры, следует помнить об этом и тоже, любя свою родную духовную традицию и оставаясь ей верным, стараться обогащать свои знания о Православии, углубляя понимание основ своего вероучения мудростью, накопленной веками в других Церквах.
Благодарю Вас за внимание и надеюсь, что Чтения, которые мы сейчас открыли в Вышенском Успенском монастыре, где жил и трудился святитель Феофан Затворник, станут для нас возможностью лучше узнать его личность и понять то богатое духовное наследие, которое он нам оставил в своих трудах.