Русская классическая школа: 100 лет борьбы и возрождения

.

7-9 декабря 2016 года в Рязани проходил очередной региональный этап Рождественских чтений. Одна из секций форума была посвящена образовательной системе «Русская классическая школа». О том, что это за система и почему она завоевывает все больше положительных отзывов родителей и педагогов, рассказывает Наталья Ларина – психолог, педагог, директор развивающего центра «Родник», на базе которого вот уже третий год проводятся занятия с дошкольниками по подготовке к школе, а с осени этого года первоклассники обучаются по программе «Русская классическая школа».

«Истинный педагог постарается сделать учение

занимательным, но никогда не лишит его характера

серьезного труда, требующего усилия воли»

К.Д. Ушинский

Образовательная система «Русская классическая школа» знакома, наверное, далеко не всем нашим современникам. Ее можно назвать “русской советской” системой. Потому что фактическое содержание (исключая идеологическую составляющую) и методы обучения советской школы, включая учебники, взяты в 1930-х годах целиком и полностью от дореволюционной русской школы-гимназии. А организация системы образования – это собственно советское: удивительная простота, согласованность и стройность всех учебных учреждений и программ, широчайшая массовость охвата учащихся, подлинный демократизм отношений. Так что можно сказать, что душа советской школы русская, а форма организации – советская.

О возврате к советской системе образования мы сегодня можем только мечтать. Но в наших силах потрудиться над возрождением русской советской системы обучения. Тем более что запрос общества на возврат к традиции становится всё более массовым и настойчивым.

Этот запрос в середине 2000-х годов вылился в общественное движение за восстановление качественного обучения на базе классических методик и учебников. Инициаторами выступила группа учителей, методистов и родителей Екатеринбурга. Постепенно к ним присоединились другие энтузиасты. И уже 10 лет, как существуют в России школы, которые работают в русле традиции, их уже около 30 в нашей стране и три в ближнем зарубежье.

В нашем городе с программой знакомы многие педагоги, т.к. благодаря о. Сергию Рыбакову, нам посчастливилось дважды встречаться с разработчиками этой программы на семинарах. Вдохновившись  таким опытом, мы и решили организовать такое обучение в Рязани на базе детского развивающего центра «Родник».

***

В свое время К.Д. Ушинский, разрабатывая отечественную педагогическую школу, взял лучшее, что есть в педагогике и переработал самое ценное с учетом особенностей русской культуры и традиций.Константин Дмитриевич Ушинский

Вся методика русской школы направлялась принципом природосообразности и была пронизана заботой об Ученике, пониманием его психологии. На основе такого, порой тончайшего психологического анализа наши лучшие учителя (не академики!) находили верные решения и методики, облегчающие детям труд учения, предупреждающие ошибки, незаметно направлявшие их мысль по верному пути. Эти решения проверялись длительным опытом, совершенствовались и становились классикой.

Обучение по программе «Русская классическая школа» начинается с 4-х лет. Оно происходит в процессе сюжетной игры. Перед ребёнком стоит задача: при участии и помощи взрослого создать своими руками макет окружающего его мира. В ходе игры дети познают русскую азбуку: они создают её своими руками. Через ассоциативное сходство моделей , создаваемых детьми, с образами русских печатных букв ( Д - дом, Г- гусь, Ф – фонарь…) происходит восприятие их начертаний, а через выявление первых звуков осуществляется связь со звуком. Звуковой работе уделяется очень важное значение, она продолжается на протяжении всей начальной школы.

Очень серьезная работа проводится по подготовке руки ребенка к письму. Этому способствует обводка каллиграфических рисунков и выполнение орнаментов на листе в клетку. Цель – научить ориентироваться в пространстве листа, анализировать линейный рисунок и повторять его. При обучении чтению используются принципы побуквенного чтения слов, т.е. все слово целиком читается; осмысленного чтения, т.е.прочитанное слово, предложение, рассказ – повод для беседы.

Большое внимание Ушинский уделял родному слову. Он писал: «Родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания».

Не зря его учебные книги так и называются – «Родное слово». Длительный опыт работы по этим замечательным книгам показал, что содержание текстов формирует у детей цельное и объёмное представление о мире, соответствующее их возрасту, укореняет в родной культуре и, тем самым, закладывает эмоциональные основы патриотизма.

В первом классе работа ведется по двум направлениям: изучение словесности, как продолжение дошкольной подготовки и вводится новый предмет – арифметика. Осмысленное чтение позволяет без насилия над ребенком запускать механизмы понимания учебного текста, неважно литературного или математического. И в этом состоят глубинные методологические отличия в подходах классической методики от современных. Причем чем младше ребенок, тем более основательным становится влияние методики на формирование его личности.

По математике используются учебники арифметики А. С. Пчёлко и Г. Б. Поляка, по которым наша школа успешно учила детей до реформы 1970-х годов (реформа-70) – с 1954 г. по 1969 г. Учебники адаптированы к современным реалиям и переизданы.

Главное требование - Знания ученика должны быть точными, конкретными, хорошо осознанными, действенными и прочными!

Конечно, есть вещи, которые ребенку необходимо заучить, но заучивание происходит после того, как ребенок осознал новый материал с помощью наглядных пособий, поупражнялся, нарешал достаточное количество примеров и задач. Существуют определенные требования и к упражнениям: они идут от простого к сложному, чередуются по степени сложности. Отрабатывая новый материал, постепенно усложняя его, тем самым формируем волевые качества, развиваем уверенность в собственных силах.

Итак, природосообразная методика, предметное обучение, единые классические учебники, регулярная самостоятельная работа учащихся с книгой, систематическое повторение и закрепление пройденного – вот важнейшие элементы классической педагогической культуры, возвращённые в обучение системой Русской классической школы. Эти фундаментальные принципы отечественной дидактики требуют первоочередного возвращения в нашу массовую школу. И сделать это не очень трудно, здесь нужны только организационные решения.

Будем надеяться и делать все возможное, чтобы то лучшее, что созидалось нашими педагогами, тружениками наших школ, нашло  свое место в образовательных учреждениях нашей страны, и чтобы наши дети могли получать достойное, качественное образование, направленное на развитие всех их качеств – умственных, нравственных и духовных.

Наталья Ларина,

педагог, психолог

директор детского развивающего центра «Родник»