Кто для нас ближний: рассуждение митрополита Марка
Слово митрополита Марка в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. В этот день в храмах звучало Евангельское чтение с притчей о милосердном самарянине, и владыка посвятил свою проповедь рассуждению о главном вопросе, на который была призвана ответить эта притча.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Жизнь человека в греховном мире побуждает его не только говорить и делать то, что он думает, поступать от сердца, по заповедям Христовым, но вынуждает его зачастую закрываться, сохраняя себя от тех людей, с которыми он встречается в жизни.
И о каждом человеке, которого мы встречаем в этой жизни, мы задумываемся: а как воспринимать его? Кто это – хороший человек, добрый, с которым можно идти по жизни, выстраивать отношения, или это авантюрист, который пытается нажиться на нас, обмануть, или сделать что-то еще нехорошее? Иными словами, вновь и вновь возникает вопрос: кто мой ближний?
Именно этот вопрос мы слышим в сегодняшнем Евангельском чтении, когда Христос, встретившись с одним человеком, услышал такой вопрос: кто мой ближний?
В ответ Спаситель рассказал притчу, в которой опровергал традиционные для еврейского народа представления этого человека о том, кто такой ближний. В чем же состояли представления этого человека о ближних?
Всякий, кто читал Ветхий Завет, кто когда-либо открывал эту Священную книгу, знает о том, какова была история ветхозаветного человечества, и как народ Божий проходил и жил среди многих и многих языческих народов. Нередко повеления Божии этому народу поражают своей жестокостью, и, самое главное, что нужно было хранить ветхозаветному еврею – это не смешиваться с другими народами. Но не потому, что нужно было гнушаться людей как таковых. Нет. Господь предохранял Свой народ от греховной закваски, от языческих представлений, которые были свойственны людям, окружающим ветхозаветный народ.
Именно в этом состояла главная причина отчуждения Израиля от других народов. Но пришел Христос и показал, что всё нужно строить иначе. И вот Господь рисует перед этим евреем такую картину: некий человек из среды евреев спускался из Иерусалима и Иерихон. Он попал в руки разбойников, которые избили его, изранили и оставили едва живым. Мимо этого человека проходил священник – то есть свой человек, который служил при храме, приносил Богу жертвы, и который, казалось, должен был помочь этому несчастному. Он же соплеменник, имеет ту же веру… И, тем не менее, этот священник проходит мимо, не обратив на чужую беду внимания, не оказав помощи брошенному и больному человеку.
Затем мимо проходил левит. Левиты – это как пономари, которые прислуживают на службеВ ветхозаветном древнем храме тоже были люди, которые прислуживали там, сами не совершали жертвы,но помогали священникам. Однако и левит также прошел мимо.
Почему Спаситель упомянул именно этих людей? Не просто соплеменник, не просто единоверец – но священник и левит!
Чтобы показать, до какой степени может доходить человеческое ожесточение. Что люди, совершающие службу Самому Богу, могут презреть своих ближних.
И наконец проходил мимо один самарянин. Как известно людям, которые читали Евангелие, евреи с самарянами не общались, потому что они хотя и были достаточно близкими по степени родства, но имели разную веру. Иудеи гнушались самарянами, и не вступали с ними ни в какие отношения. И даже обычные человеческие взаимоотношения между ними были невозможны.
И вот, что за удивление! Этот самарянин, проходя мимо израненного разбойниками человека, остановился, оказал ему помощь и отвез в гостиницу, при этом дав денег гостиничнику, сказав, что заплатит, если нужно, еще, чтобы тот приютил на время больного человека, ставшего жертвой разбойников.
Вот пример милосердия и сострадания. Тогда Господь спрашивает вопрошавшего Его человека: так кто же ближний тому, кто пал жертвой разбойников? Тот человек сказал: оказавший ему милость. И он действительно был прав. Потому что для того несчастного ближним оказался не священник, не служитель храма, не соплеменник, не единоверец, а совершенно чужой человек, еретик, представлявший другой народ. Но – человек, оказавший ему милость.
И Господь говорит вопрошавшему: иди и ты твори так. В жизни мы часто можем встретиться со случаями, когда добро оказывается настолько могущественной силой, что она способна перевернуть всего человека. Это делают не слова, не проповеди, а именно дела – простые, добрые дела.
Думая и размышляя об этом случае, вспомнил историю, которую мне рассказал в одном городе заграницей российский дипломат. Он рассказал про случай, который произошел с одним немцем. Этот немец воевал на Восточном фронте, был в Советском Союзе, попал в плен. А потом, вернувшись из плена, стал горячим патриотом России (тогда еще СССР), и сторонником добрых с ней отношений.
Что же заставило его вдруг полюбить Россию? Почему человек, воспитанный в ненависти к нашей стране, воевавший с оружием в руках и живший в лагере, испытавший много скорбей и сложностей, вдруг стал человеком, который от души и от сердца полюбил наш русский народ?
Что же стало причиной такой перемены? Оказалось – простой случай.
Когда этот человек попал в плен, то его привезли на Русский Север и подрядили на тяжелые работы. Правда, там нужен был водитель, и когда лагерное начальство спросило – кто умеет водить машину, он вызвался и сказал, что умеет.
Он стал возить грузы. Поехал в поездку, и вместе с ним был красноармеец, советский солдат. Когда они ехали, то брали по пути мирных жителей. Ведь тогда, в войну, особо и не было никакого транспорта, и люди добирались на попутках.
Люди, которых подвозили, давали красноармейцу какие-то деньги, может быть продукты. Но что было самым главным: когда закончилась эта поездка, то красноармеец взял деньги, которые он получил от попутчиков, разделил их поровну и одну половину отдал этому пленному.
Вот это-то и стало причиной переворота. Представляете – человек, который пришел на чужую землю в качестве солдата, который пришел убивать и оказался в плену, стал восприниматься не кем-нибудь, а солдатом, как близкий, как равный. Вот это доброе отношение настолько перевернуло пленного немца, что он из врага России превратился в ее друга. И это – благодаря добру, которое совершил безымянный советский солдат.
Трудно сказать, каковы были представления этого человека… Наверное, он был верующим – ведь в то время большинство людей были крещеными и хранили веру в своем сердце. И, наверное, вера и готовность в каждом человеке увидеть образ Божий и побудили этого красноармейца воспринимать врага как своего ближнего, как человека, который также достоин сострадания.
Все эти примеры показывают, насколько сильно добро, что оно и есть та сила, которая превосходит самое сильное оружие.
Кто мой ближний? Сотворивший милость…
Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, так же воспринимать наших ближних и творить в отношении к ним милость, заповеданную нам Самим Спасителем. Аминь».
Христорождественский кафедральный собор города Рязани,
27 ноября 2016 года