Творить добрые дела - и не ожидать слов благодарности
Проповедь митрополита Марка в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
На протяжении нашей жизни, дорогие братья и сестры, мы совершаем дела разного порядка. Хорошие дела, добрые, и иногда и не очень добрые. Всякий раз, когда мы совершаем что-то хорошее, когда нам удается превозмочь, преодолеть себя и сделать какое-то добро людям, то мы всякий раз ожидаем либо от Бога, либо от ближних ответной милости, ответного благодарения.
От людей мы ожидаем человеческой похвалы и благодарности. А от Бога ожидаем особой милости и Его помощи нам.
Если же мы не получаем этой благодарности, мы начинаем обижаться, капризничать. В этом смысле мы похожи на маленьких детей, которые чрезвычайно зависимы от всякого рода похвалы и благодарности. Если мама не даст маленькому ребенку конфетку или не похвалит его – он расстраивается и обижается. Так же порой ведут себя и взрослые люди.
Но насколько такое поведение допустимо и насколько оно соответствует духу Евангелия? В Священной истории, в житиях святых мы видим совсем другие примеры.
Святые праведные богоотцы Иоаким и Анна на протяжении всей своей праведной жизни встречали лишь одни оскорбления, поношения и нечестия. Они жили чисто, свято, праведно, однако отсутствие детей было причиной их поношения.
Сегодня мы отмечаем отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Святые праведные богоотцы Иоаким и Анна на протяжении всей своей праведной жизни встречали лишь одни оскорбления, поношения и нечестия. Они жили чисто, свято, праведно, однако отсутствие детей было причиной их поношения. Окружающие люди, которые воспринимали отсутствие детей как явный праздник неблаговоления Божия, считали их грешниками – людьми, ведущими нечистую, порочную жизнь. И так было практически на протяжении всей жизни богоотцов Иоакима и Анны. Как известно, лишь на склоне лет они родили на свет Божий Деву Марию. Тем самым было отнято поношение бесчадства.
Но, тем не менее, они на протяжении жизни сталкивались с унижением и человеческой неблагодарностью.
Пример такого же терпения – это праведный Симеон Верхотурский.
Пример такого же терпения – это праведный Симеон Верхотурский. Он был обычным человеком, странником, но избрал для себя особый путь жизни: ходил по деревням, трудился, шил шубы. Но главным было для него не приобретение земных благ, не стяжание пропитания, а то, что он стремился делать дела Божии.
Так в чем же выражался его путь?..
Всякий раз, приходя из деревни в деревню, он брался за какую-то работу, делал ее, почти завершал, но, чуть-чуть не закончив, бросал и уходил в другое место. И тем самым вместо благодарности за свои добрые дела, за труды получал ропот: как же так, человек, который обещал сделать работу, в конце концов ее бросает и уходит, хотя она была практически сделана?
Ропот, недоумение, неблагодарность – как правило, такими были чувства и эмоции у людей, которые узнавали, что работник, с которым они договорились, ушел раньше времени, не выполнив свой труд.
Ропот, недоумение, неблагодарность – как правило, такими были чувства и эмоции у людей, которые узнавали, что работник, с которым они договорились, ушел раньше времени, не выполнив свой труд.
Но именно в этом он видел свою миссию. Потому что не хотел слышать слова благодарности, будь то слова искренние или льстивые. Он считал, что эти слова благодарности повредят его душе. И поэтому всякий раз, недоделав работу, он уходил дальше.
Праведный Симеон Верхотурский трудился не только в домах, но и в лесу, для пропитания ловя рыбу. Ловил он ровно столько, чтобы прокормить самого себя.
Вот эта главная его черта – желание трудиться и не получать благодарность, является особенностью его жизни. Через какое-то время пришел его час, и он скончался, был погребен, а затем начались чудотворения. И лишь потом вспомнили, кто был этот человек и чем он прославился.
Господь его прославил после его кончины, восстановил память о нем, и эта благодарная молитвенная память сохраняется во многих местах, особенно в тех, где жил и трудился праведный Симеон Верхотурский.
Какой же урок мы здесь возьмем для себя, дорогие братья и сестры? Мы не должны в такой степени зависеть от человеческой благодарности. А нередко бывает так, что мы, если не услышим какого-то доброго слова благодарности, то и не хотим трудиться. Руки у нас опускаются, и нам кажется, что люди нас не оценили, а значит и делать нам ничего не нужно, да и не хочется. Это – психология ребенка, несозревшего человека, не закаленного в духовной жизни.
они были тверды и крепки в своем уповании, в своем жизненном выборе, в своей вере. И эта вера их не посрамила
В своей душе мы должны иметь другие примеры. Праведные Иоаким и Анна всю жизнь не получали человеческой благодарности и всю жизнь встречали лишь поношения и укоризненные взгляды. Но они были тверды и крепки в своем уповании, в своем жизненном выборе, в своей вере. И эта вера их не посрамила.
Будем стараться и мы, дорогие братья и сестры, по возможности избегать этой зависимости от человеческой похвалы и благодарности, чтобы человеческие слова не льстили нам, чтобы они не тешили нашу гордость. Будем тверды, мужественны, и дай Бог, чтобы наши добрые дела не зависели от человеческих похвал и слов благодарности, к которым мы, к сожалению, очень сильно привыкли. Аминь».
Успенский кафедральный собор города Рязани,
25 сентября 2016 года.