Как относиться к ближним. Литургия в день памяти апостола и евангелиста Матфея

.

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа. Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым. В день памяти апостола митрополит Марк возглавил Божественную литургию в Борисоглебском кафедральном соборе города.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Наставление после службы владыка посвятил теме отношения к ближним в жизни христианина:

- В жизни христианина, дорогие братья и сестры, особое место занимает Божественное Откровение. Самые главные книги христианина носят название "Евангелие", то есть "Благая весть", которая несет особый смысл посреди разных известий, наполняющих нашу жизнь. И среди этих евангельских повествований первым по порядку стоит у нас Евангелие согласно апостолу Матфею. Каждое из Евангелий несет в себе свой особый смысл и свое уникальное содержание. Однако Евангелие от Матфея в истории Церкви получило наибольшее распространение. Почему? Потому что там подробно описываются деяния Христа Спасителя, и не только.

В Евангелии от Матфея дается развернутое учение Христа Спасителя. Оно представлено в пяти объемных речах, и первой такой речью Спасителя, самой главной и значительной, в Евангелии от Матфея является Нагорная проповедь, которая занимает целых три главы, с пятой по седьмую.

В Нагорной проповеди Господь говорит о христианском идеале, о том, к чему нужно стремиться. Если же попытаться кратко обозначить смысл Нагорной проповеди, можно сказать, что ее значение - это христианская праведность. То, что мы часто называем правдой. И Господь говорит: горе вам, если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев. Вот к этой праведности и направляет наши взоры Христос Спаситель, об этой праведности говорит нам апостол и евангелист Матфей. Праведность Нового Завета должна заключать в себе много различных черт. И, конечно, главное - это любовь, проявление любви к своим ближним.

Об этом мы слышали сегодня в повествовании согласно евангелисту Луке. Он повествует нам притчу Спасителя о милосердном самарянине. В ней рассказывается о том, как мимо избитого, изнемогающего и страдающего человека проходили рядом священник, левит, то есть, по-нашему, пономарь. Все они проходили мимо, и лишь один самарянин, человек другой религии и национальности, с которыми евреи не общались, оказал ему милость. В итоге Спаситель Сам спросил искушавшего Его человека - "Кто же ближний для человека, впавшего в разбойники?"
И этот иудей ответил: "Тот, кто сотворил ему милость".

Обычно, слушая эту притчу, мы толкуем ее следующим образом: не нужно, подобно древним евреям, ограничивать понятие "ближний" понятием соплеменника, человека той же религии или родственника. Мы говорим о необходимости видеть ближнего везде, в любом человеке. Однако при этом для человека вообще и для нашего русского человека в особенности, свойственно очень широкое понимание ближнего. С одной стороны, это хорошо, с другой - плохо. Мы помним, как в истории нашей страны наш народ много и часто помогал другим народам, оказывал помощь и поступал совершенно по-другому, чем они могли бы ожидать.

Так, когда войско Наполеона разоряло Москву, французы оскверняли православные храмы, сдирали драгоценные ризы с наших икон, в храмах устраивали конюшни и так далее. А перед тем, как покинуть Москву, французы заминировали и собирались взорвать наш Кремль. Какой же монетой отплатили русские? Они не стали грабить Париж. Более того, император Александр I подарил французскому народу контрибуцию, то есть те деньги, которые Франция должна была заплатить за разорение России. Вот великодушие и любовь русского человека! Но вместе с тем мы видим и перекосы.

В каком-то смысле подобным образом поступали руководители нашей страны в советский период ее истории, когда деньги из Советского Союза направлялись на поддержание коммунистических партий развивающихся стран и так далее, в то время, как в нашей российской глубинке люди жили в нищенских условиях. Это говорит о том, что мы должны не только помнить о дальних, но и не забывать о ближних. А это часто бывает нам свойственно.

Вот простые примеры: в своей семье мы видим порой, как кто-то начинает делать добрые дела в отношении знакомых, дальних родственников, но строго и даже жестоко обращается со своими ближними родственниками, лишая их тепла, заботы, милосердия, проявления любви. То же самое мы видим иногда и в наших церковных общинах. Человек, придя в храм, порой относится к тем людям, с которыми он приходит вместе молиться, неправильно, с осуждением, без терпения, любви и сострадания. Будем помнить слова Спасителя, наставления Христа, и те слова, которые сказал искушавший Его человек. Кто же ближний попавшему в руки разбойников? "Сотворивший милость ему".

Будем стараться, дорогие братья и сестры, умножать число наших ближних делами милосердия и любви, чтобы получить милость от Бога, стать человеком, близким Ему.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"

Фотограф - Петр Гевурян