Освящение престола и литургия в храме Спаса-на-Яру

.

23 декабря митрополит Марк совершил освящение престола и Божественную литургию в  храме Преображения Господня, более известном рязанцам как Спаса-на-Яру. Этот храм уже много веков служит одним из главных украшений города. В ХХ веке старинная церковь была закрыта, но уцелела. В 1995 году храм был возвращен Церкви, в нем начались ремонтные работы и вскоре  стали совершаться богослужения. Но за двадцать с лишним лет престол пришел в негодность.

Освящение нового престола митрополит Марк назвал важным событием в жизни прихода и всего города.  «Дай Господь, чтобы на этом вновь освященном престоле совершались богослужения, приносилась бескровная Жертва, и люди, спасаясь, шли тесным  путем в направлении Небесного Царства!» - сказал владыка. Слова о тесном пути не были случайны: этот образ стал центральным в наставлении архипастыря, с которым он обратился к верующим после завершения Божественной литургии:

Один из главных вопросов, дорогие братья и сестры, который задает себе человек, и который мы поднимаем в Церкви – это вопрос о том, как спастись. Именно этот вопрос был задан однажды и Господу нашему Иисусу Христу. Один из слушателей спросил – а много ли спасающихся?

Господь не дал определённого ответа на этот вопрос. Он не сказал о том, что спасающихся много, чтобы тем самым не дать людям тщетную надежду и не привести их в состояние расслабления. И, с другой стороны, Господь не сказал о том, что спасающихся людей мало, чтобы этими словами не привести своих слушателей в состояние уныния. Вместо этого Господь дал окружающим назидание. Он сказал о том, что нужно входить в Царство Небесное тесным путем, потому что те, кто выбирает широкий путь, проходят мимо.

Как же воспринимать эти слова? Вспоминаю, как однажды в храме в Москве, где я являюсь настоятелем, был ремонт, и ведущая к храму маленькая калиточка, которая обычно по будням была всегда гостеприимно распахнута, была закрыта. Оставались открытыми широкие ворота. И одна женщина сказала: «Я не хочу входить широкими вратами! Откройте мне узкую калиточку!» Вот так буквально порой люди понимают слова Евангелия…

Конечно, Евангельские слова нужно понимать не так. «Входить тесными  путями» совсем не означает приходить в храмовую ограду через тесную калитку. Тесные врата не нужно воспринимать буквально, ведь это – образ нашей жизни! Когда мы стараемся сделать так, чтобы все было по-нашему, удобно, как сейчас говорят – комфортно, это признак того, что мы идем широким путем или активно движемся в сторону этого пути. Следуя по этой дороге, мы  стараемся избегать скорбей и трудностей, делая все необходимое, чтобы нашему телу было удобно и приятно. Тесный же путь – это путь, на котором человек постоянно себя утесняет, когда вместо того, чтобы поступать по своей воле, он стремится исполнять волю Божию, стараясь сделать так, как удобно не ему, а ближнему. И вместо того, чтобы использовать возможность отдохнуть или расслабиться, человек употребляет это время на труд и молитву. Путь утеснения себя, когда человек себя смиряет, и есть тот самый тесный и узкий путь, который ведет в Небесное Царство. Именно этим путем Господь и призывает нас шествовать. Потому что путь широкий ведет человека к духовной расслабленности, когда человек видит свою главную заботу в удовлетворении потребностей тела. А его бессмертная душа тем временем остается в небрежении…

Наоборот,  когда мы утесняем свое тело, смиряем и ставим на последнее место свое «я», тогда душа находится в состоянии бодрости,  постоянно обращается к своему Спасителю, молясь и прося Его о милости и спасении.

Таким путем шествовали многие святые, и, в том числе, святитель Иоасаф Белгородский, великий молитвенник Русской земли, память которого мы сегодня отмечаем.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, иметь в своей жизни именно такой вектор движения – стремление не угождать себе, не делать так, как душеньке угодно, но стараться себя смирять, идти по жизни  путем утеснения себя, путем притеснения своего тела. Словом, жить так, чтобы обрести духовную свободу, чтобы наша душа не оказалась бы притянута к земле тяжестью нашего холеного тела.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов