Об отношении к Божиим дарам и милости. Литургия в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, 1 декабря, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).
По окончании богослужения митрополит Марк обратился к верующим с наставлением, посвятив его образу из притчи, звучавшей в евангельском чтении этого дня:
– Сегодня во время литургии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали знаменитую притчу Христа Спасителя о богатом человеке, которая завершается беспощадным и безжалостным приговором Спасителя – «безумный!». За что же этот человек удостоился столь суровой оценки Господа?
Начало этой притчи не сулит ничего необычного: Спаситель повествует о том, как у одного человека случился большой урожай. Само по себе это явление нельзя назвать чем-то особенным, ведь и мы с вами все вместе, дорогие братья и сестры, молимся Господу, чтобы Он ниспослал бы нам Свои обильные, великие и богатые милости. И в этом смысле богатый урожай – это проявление милости Божией нуждающемуся человеку, Божий дар, отражение культуры человеческого труда. За этим следует размышление персонажа из притчи о том, как поступить с урожаем, и он принимает решение разрушить старые хранилища, чтобы вместить весь собранный урожай. И это тоже нормальное решение, в котором проявляется разумный экономический подход. Страшное начинается потом, когда человек начинает рассуждать в себе, планируя будущее и излагая свою философию жизни: «Душа, ешь, пей, веселись!». Причем этот человек строит планы такого беззаботного времяпровождения на многие годы вперед, ведь богатый урожай создает предпосылки таких возможностей.
Примечательно, что этот человек рассуждает о себе. Обычно же, когда мы говорим о материальном содержании, мы приобретаем какие-то ценности для людей в своей семье или в среде своих близких знакомых. Здесь же рассуждение поражает своим эгоизмом – в мыслях этого человека нет никого, кроме него самого! Он мыслит о себе и называет богатство своим, хотя это, безусловно, Божией дар, милость Божия.
«Ешь, пей, веселись» – этот идеал был известен в древнем языческом обществе с некоторыми вариациями, хотя обычно два первых элемента в нем присутствуют всегда: ешь и пей. Но человек не в состоянии планировать свои дни и никакие деньги не могут дать ему дополнительную жизнь сверх отмеренной. Казалось бы, Божественный дар, экономическая целесообразность, культура земледелия, с одной стороны, не являются чем-то плохим. Но в свете Божественной Премудрости все это становится чистым безумием, когда человек планирует употребить это только для себя. Вспомним странствие евреев по пустыне, как евреи собирали манну. Ее давал Господь, и она была свежей только лишь в течение одного дня. И каждый следующий день давал новую порцию манны. И только накануне субботнего дня евреи собирали двойную порцию манны, и она не портилась.
Божественная мудрость, слова Спасителя учат нас, что все нами получаемое – Божий дар, и мы не должны собирать чрезмерные богатства для себя, но разделять этот дар со своими ближними. Дай Господь нам не уподобляться этому безумному богачу, но вдохновляться идеями Божественной премудрости и любви к ближним.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"