О душе и ее плодах для Господа. Литургия в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
3 сентября, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и
Архипастырское наставление в этот день было посвящено толкованию притчи, которая звучала в евангельском чтении за богослужением:
– Слушая евангельские чтения, мы должны понимать, что те или иные эпизоды в них связаны с разными событиями и периодами в жизни Спасителя. Некоторые – с началом служения Христа в Галилее, где Господь проповедует Благую весть и множество людей внимает Его словам. А есть эпизоды, связанные с попытками уловить Христа, когда мы чувствуем нарастающее в Израиле напряжение по поводу Его служения. Именно к такому периоду из служения Спасителя относится тот отрывок, который мы с вами слушали сегодня во время Божественной литургии.
Напряжение между Спасителем и религиозной верхушкой Израиля нарастает. Книжники, фарисеи пытаются найти некий повод, чтобы хоть в чем-то обвинить Христа – либо перед народом, назвав Его изменником отеческих преданий, либо перед римскими властями.
Спаситель отвечает на эти искушения обличением собеседников. И сегодняшний евангельский отрывок – это именно обличение книжников и фарисеев. Господь рассказывает им притчу о винограднике, хозяин которого отдал его наемным работникам. Для многих из нас эта притча представляет трудности в истолковании, но книжники и фарисеи, слушавшие Христа, прекрасно понимали, о чем, а точнее – о ком идет речь. Ведь в Ветхом Завете виноградник – это образ Израиля, народа Божия, являющегося достоянием Спасителя. Господь специально от Авраама произвел целый народ, чтобы он служил Богу и затем произвел из себя Мессию.
И вот, когда Господь говорит о винограднике и о том, что он является достоянием господина, книжники и фарисеи сразу поняли, что речь идет о народе Божием. Был ясен для них и другой образ из притчи – слуги, которых хозяин посылает с целью получения от работников плодов виноградника. Таких посланников убивают, и это тоже яркий образ из Ветхого Завета, образ пророков, которых Господь посылал для научения Израиля, обличения евреев и наставления их на правый путь. Как правило, участь этих посланников была незавидной, и многих действительно убивали камнями. Таким образом слуги, приходившие в виноградник – образ ветхозаветных пророков.
А далее следует пророчество: Господь говорит о сыне, которого отец посылает в виноградник, и которого убивают с целью завладеть достоянием. Это пророчество связано с ближайшим будущим, поскольку Господь говорит о Себе, о том, что в скором временем Его предадут смерти, желая присвоить себе Божие достояние, то есть Израиль.
И, наконец, звучит пророчество о судьбах Иерусалима, что город будет разорен, а многие жители убиты. Таков ответ, звучащий из уст Спасителя, представляющий собой обличение в адрес книжников и фарисеев, всех, кто противился учению Спасителя.
Святые Отцы также истолковывают эту притчу аллегорическим образом. Они говорят об образе виноградника как о душе человека, христианина. Душа каждого искуплена Спасителем, омыта Его кровью и обручена с Ним в Таинстве Крещения. В итоге мы, как говорит апостол Павел, не принадлежим самим себе, мы – часть достояния Божия, Новый Израиль, и должны приносить Богу свои плоды, таланты, которые каждый из нас получил от Него.
Но мы часто этого не хотим делать и живем, пытаясь доказать, что мы и есть настоящие владельцы и своего тела, и своей души. Таким образом мы в итоге отвергаем Спасителя и нередко изгоняем Его из своего сердца, как бы убивая. Вот такой образ обличения мы слышали в сегодняшнем Евангелии.
Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, помнить об этой притче, не забывать о том, что Господь ждет от нас на этой земле не сытой и счастливой жизни, но добрых ее плодов.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"