Первый день поминовения усопших после Светлой седмицы. Литургия и панихида в Христорождественском соборе
Светлое Христово Воскресение в следующей за праздником череде радостных дней Светлой седмицы вновь и вновь напоминает о том, что свершилась великая победа – победа над смертью. И верующие в Господа, как писал апостол Иоанн Богослов, имеют жизнь во имя Его. Это вечная жизнь, и она не ограничена рамками земного бытия. По окончании Светлой пасхальной седмицы, во вторник Фоминой недели, 3 мая в этом году, Церковь установила особый день, именуемый Радоницей и посвященный поминовению усопших, когда верующие могут молитвенно разделить великую пасхальную радость с близкими, уже перешедшими порог вечности. В храмах совершаются заупокойные службы. В Христорожественском соборе Рязани Божественную литургию и панихиду совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением:
– В эти светлые пасхальные дни, дорогие братья и сестры, мы с вами впервые совершили заупокойную молитву – молитву о всех усопших, которые переступили порог вечности и упокоились, даст Бог, в Бозе. Мы возносим молитву о них Господу и даем милостыню – это то единственное, что может помочь нашим усопшим.
В сегодняшнем Евангелии говорились о Божественной любви, о том, как Бог любит всех нас. И эта Божественная любовь является для нас основанием надежды на то, что Господь окажет милосердие нашим усопшим. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного. Нам трудно порой представить силу этого образа, хотя мы неоднократно читаем об этом Евангелии. Но вот представьте себе ситуацию: идут военные действия, и отец посылает своего сына на верную смерть, понимая, что сын умрет непременно, другого варианта просто быть не может. Но отец все равно так поступает, потому что благодаря этому спасутся другие люди, ценой жизни одного человека можно сохранить сотни других жизней.
Вот пример любви Божией. Бог отдает ради человеческого блага все, что Он может, хотя Он всемогущ. Бог посылает на спасение Своего Сына, чтобы даровать человеческому роду полноту жизни. Бог возлюбил мир, сотворенный им, но мир ушел от своего Творца и не прекращает это делать. Мы вспоминаем преступление Адама, затем современников Ноя и многих других людей, которых были тысячи и тысячи, которые уходили от Бога, строили Вавилонскую башню, забывали Божественные заповеди… И в итоге во что превратился наш мир?
Евангелист Иоанн Богослов две тысячи лет назад говорил – «мир – это вражда с Богом». Что движет миром? Страсти, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Мир бурлит страстями, и в нем чаще всего и движется этими страстями. Прошло 200 лет христианской эпохи, и что мы видим? Изменился ли мир существенно? Нет же! Бывают времена и эпохи просветления, когда люди хотят стать лучше, когда они, настрадавшись, начинают понимать, что если Бог не пощадил и отдал Сына Своего, то и мы должны главное отдавать Богу. А что для нас главное? Наше сердце, наша душа, жизнь наша и наших близких! Богу ничего не жалко ради спасения человеческого рода. Мир, как говорит Иоанн Богослов, во зле лежит, он лежал во зле в начале истории мира, лежит и сейчас. И несмотря на все это Бог любит мир и хочет его спасти, и потому пришел Единородный Сын Божий на землю, чтобы дать людям возможность полноценной жизни, то есть жизни с Богом.
Жизнь без Бога – это существование, и это существование мы видим повсюду вокруг нас. Люди существуют, живут жизнью тела, но они далеки от Бога и часто даже не знают силу Божией любви. Но мы ее знаем, и потому собрались в храме. Наши сердца прикованы к Богу этим законом любви и благодарности. Мы собрались сегодня на Божественной службе, Евхаристии, чтобы поблагодарить Бога за Его милости ко всем нам, грешным. Мы сегодня поминаем усопших и тоже полагаемся на милость Божию, надеясь, что Господь их упокоит, примет, очистит, прогонит всякую тьму и сделает их сынами света.
Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, милости Божией. Но важно, чтобы и мы помнили ту дорогую цену, которую Господь заплатил за жизнь мира и за возможность полноценной жизни для каждого из нас.