Схиархимандрит Серафим (Блохин)
Вся сознательная жизнь отца Серафима пришлась на то время, когда Церковь Христова в ХХ веке в богоборческой стране была поставлена вне закона. Скорбный путь Русской Церкви в период советских гонений, обрушившихся на нее, но не сломивших ее, еще раз подтвердил ее нечеловеческое, Божественное основание; он проиллюстрировал слова Спасителя, обращенные как к каждому отдельному христианину, так и ко всей земной Церкви Христовой: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20), «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Будучи еще очень молодым, он без колебаний выбрал именно эту стезю. С 1928 по 1931 год он служил псаломщиком Никольской церкви своего села, а 22 марта 1932 года игуменом Саввой был пострижен в монашество.
На следующий день после пострига, как он рассказывал своей духовной дочери, будущей схимонахине Херувиме (Соколиной), он был арестован и сослан в город Моршанск Центрально-Черноземной области (быв. Тамбовской губернии). Условия заключения не были слишком суровыми, так как ему разрешался выход в город. Пользуясь возможностью, молодой монах посещал храмы Моршанска.
Однажды на него обратил внимание епископ Моршанский Серапион (Шевалеевский). 28 августа 1932 года владыка Серапион рукоположил его в сан иеродиакона к Никольскому храму Моршанска; 6 мая 1934 г. он был рукоположен во иеромонаха, в том же году награжден набедренником.
Наступил 1937 год. В его начале власти поставили вопрос о существовании Русской Православной Церкви как таковой. Можно с уверенностью сказать, что гонения, которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов XX столетия, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории. Иеромонах Серафим (Блохин) в 1937 году продолжал свое служение в Никольском храме. В конце года местные власти решили закрыть и эту церковь. Тогда о. Серафим пережил сильнейшее потрясение: на его глазах сотрудники НКВД убили служившего с ним диакона. Его же Господь сохранил. Три недели священнослужитель скрывался в зимнем лесу. После этого в его служении наступил вынужденный перерыв, и ему пришлось заниматься случайной работой. В 1941 году о. Серафима опять арестовали и в 1942-м осудили на 10 лет ИТЛ по статье 193 п. 10-А, но через год и 8 месяцев, ввиду тяжелой болезни, освободили, а еще через 8 месяцев его судимость была снята.
10 августа 1944 года его призвали в ряды Советской армии. Служил на передовой, дошел до Берлина; награжден медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Вернулся с фронта 20 октября 1945 года.
В 1946 году святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Тамбовский и Мичуринский, назначил о. Серафима настоятелем Покровского храма села Беляевка Сампурского района Тамбовской области. В 1947 году он был переведен в храм села Ново-Юрьево.
В том же году о. Серафим вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. С конца 1948 г. он – настоятель Ильинского храма села Черное Ленинградской епархии; в 1950 г. по прошению перемещен в Алма-Атинскую епархию, где определен во Владимирский собор города Актюбинска, в котором служил в течение почти семи лет.
После краткого послевоенного затишья, гонения на Церковь вновь усиливаются, когда за дело принялся Никита Сергеевич Хрущев. По мнению большинства исследователей, «хрущевская» кампания стала наиболее тяжелым временем в послевоенный период для религиозных организаций в СССР. Действительно, гонения на Церковь этих лет – одна из мрачных страниц в нашей истории: уничтожение храмов, которые устояли в 1920-1930-е годы, атеистическая истерия в СМИ, ретивые комсомольцы у церковных оград, берущие «на заметку» всех пришедших на службу…
В то сложное время о. Серафим и начал свое служение в Рязанской епархии: с 24 октября 1957 г. – в храме Рождества Христова города Михайлова; 1 февраля 1958 г. был назначен в Космо-Дамиановский храм с. Летово Рыбновского района; 20 августа 1958 г. переведен в Скорбященский храм Рязани; с 9 марта 1959 г. – настоятель кадомского храма во имя святителя Димитрия Ростовского; 13 июня 1959 г. переведен на должность настоятеля Казанского храма с. Срезнево Шиловского района, в котором пребывает чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» (архимандрит Серафим очень чтил этот образ Пресвятой Богородицы).
В 1964 году, в праздник Покрова Божией Матери, 14 октября, Хрущев был отстранен от власти, но преследования Церкви и верующих в тех или иных формах продолжались еще долгие годы, вплоть до 1988-го, когда все православные христиане праздновали 1000-летие Крещения Руси. С того момента начался массовый приход людей разных возрастов и социальных слоев в Церковь Христову, приступили к реставрационным работам в старых церквах и монастырях и к строительству новых храмов.
Отец Серафим служил в Скорбященской церкви г. Рязани с 1 июня 1964 до 29 ноября 1979 года, то есть – более 15 лет. В те же годы он нес послушание епархиального духовника. Священноначалие его жертвенное служение отметило церковными наградами: ко дню Святой Пасхи 1961 г. он был награжден наперсным крестом; 29 апреля 1964 г. возведен в сан игумена; в 1970 г. награжден палицей; а в 1975-м – крестом с украшениями; в 1979 г. ко дню Святой Пасхи возведен в сан архимандрита.
29 ноября 1979 года архимандрит Серафим почисляется за штат по состоянию здоровья, однако, несмотря на «тяжкие телесные страдания», продолжает служение не только в храмах Рязани, но и во многих отдаленных церквах епархии. Незадолго до кончины он был пострижен в великую схиму.
Схиархимандрит Серафим – автор нескольких духовных произведений: «Моя жизнь во Иисусе», «Золотой Клад или Путь в Царство Небесное», «Что такое жизнь и как должно жить», в которых чувствуется богатейший духовный опыт и глубокое знание жизни (хранятся в рукописях).
У духовных чад отца Серафима хранилась одна из его книг, напечатанная на пишущей машинке им самим– «Моя жизнь во Иисусе». Вот что он написал в ее предисловии: «Моя жизнь во Иисусе» – так назвал я сию книгу мою, потому что ясно увидел, что только в Иисусе можно найти счастье. Потому и написал: «Кто нашел Иисуса, тот нашел все, что искал, а кто потерял или не знает Иисуса, тот – жалкий человек».
Я написал, что Бог есть, и что само собою ничто не создается; о том, что человек, живя на земле, ни к чему не должен много или мало привязываться, а должен помнить, что он здесь странник и всецело должен стремиться к тамошнему, а здесь «все суета сует и томление духа» (Еккл. 1, 14).
Я написал несколько слов и об Иисусовой молитве, считая, что через нее можно скорее соединиться с Иисусом. Еще я написал о современном монашестве. Когда писал эту книгу, то имел в виду трех дев, желавших оставить мир ради Иисуса. На сей трудный путь я старался привлечь их не столько мудростью и словом, сколько любовью, верою и духом кротости. Книга сия написана в 1937 году.
Иеромонах Серафим».
В личном деле схиархимандрита Серафима (Блохина) можно увидеть документы, которые свидетельствуют об отношении к нему пасомых: «Игумен Серафим пользуется большой любовью и уважением людей за его пламенную и скородоходчивую до Господа молитву… О. Серафим обладает высокой духовностью, а может быть (это известно только Господу), он обладает еще и дарами избранника Божиего: если страдания человека бесноватого исчезают при его приближении; если на его руках замолкает только что истошно кричавший на руках матери младенец; если после его молитв начинают выздоравливать страждущие; если по исполнении советов о. Серафима обращающиеся к нему получают духовное подкрепление, то мы благодарим Всевышнего за ниспослание нам такого пастыря… В лице о. Серафима мы имеем верного ходатая пред Богом за всех нас…».
Духовное чадо схиархимандрита Серафима (Блохина) схимонахиня Херувима (Соколина) вспоминает: «Батюшка во всем старался подражать преподобному Серафиму Саровскому: клал по 1000 поклонов за ночь; так же, как и преподобный, молился, бывало, на камне…». Упокоился схиархимандрит Серафим (Блохин) 7 октября 1989 года; по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) отпевание 10 октября возглавил архимандрит Авель (Македонов). Похоронили отца Серафима на Скорбященском кладбище близ алтаря храма, с северной стороны.
Монахиня Мелетия (Панкова),
заслуженный работник культуры РФ